Комплексной развитие сельских школ (программа работы с сельскими школами) «Сельская школа – лучшее качество знаний»
Деятельность / Проекты / Комплексной развитие сельских школ (программа работы с сельскими школами) «Сельская школа – лучшее качество знаний»
| 
                     		Комплексной развитие сельских школ (программа работы с сельскими школами) «Сельская школа – лучшее качество знаний» 
  
 
 
 
		Этап 1: общественно-экспертное обсуждение Программы 
		Этап 2: формирование и утверждение Программы 
		Этап 3: реализация утвержденной Программы 
		 Порядок работы 
		 
		Сельская школа как образовательный и культурный центр развития села является одним из важнейших объектов не только системы образования, но и комплексного устойчивого развития сельских территорий. 
		В целях организации работы с сельскими школами как особо значимыми объектами социальной инфраструктуры Министерством образования и науки Республики Дагестан (далее – Министерство) и экспертным сообществом предложено проведение работы по формированию программы комплексного развития сельских школ. 
		В целях обеспечения максимально детальной проработки механизмов реализации данной задачи определены следующие этапы работы: 
		Этап 1: общественно-экспертное обсуждение Программы 
		Этап 2: формирование и утверждение Программы 
		Этап 3: реализация Программы 
		 
		На этапе 1 проводится общественно-экспертное обсуждение ключевых задач и идей Программы. 
		На этом этапе Министерством и экспертным сообществом представлено описание целей и ключевых задач Программы, по которым должно быть сформировано экспертное мнение. 
		В целях общественно-экспертного обсуждения будут проведены следующие мероприятия: 
		1. Создание Экспертного совета по обсуждению Программы 
		2. Формирование рабочих групп по всем ключевым задачам Программы 
		3. Проведение социологических опросов по проблематике Программы 
		4. Проведение обсуждений всех проектов на площадках в муниципалитетах 
		5. Размещение программы на сайте Минобрнауки РД и создание 
		краудсорсинговой платформы для обсуждения 
		6. Формирование концепции и дорожной карты реализации Программы 
		7. Рассмотрение концепции и дорожной карты на Экспертном совете по 
		направлению, на заседании Общественного совета Минобрнауки РД 
		 
		Модератором обсуждения программы является Дагестанский государственный педагогический университет. 
		 
		Итогом этапа 1 является аналитический доклад Экспертного совета по представленным целям и ключевым задачам Программы. 
		Аналитический доклад должен содержать следующие разделы: 
		1) оценка Экспертного совета проблем качества образования; 
		2) заключение Экспертного совета по всем ключевым целям и задачам Программы; 
		3) заключения общественных советов муниципальных образований по всем ключевым целям и задачам Программы 
		4) заключение Общественного совета Минобрнауки РД 
		 
		На 2 этапе проводится формирование и утверждение Программы. 
		Программа подлежит утверждению Правительством Республики Дагестан. 
		Формирование Программы осуществляется Научно-координационным советом Министерства образования и науки Республики Дагестан на основании аналитического доклада Экспертного совета по обсуждению Программы. 
		В состав Научно-координационного совета Министерства входят ученые и специалисты в соответствующих областях знаний, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители заинтересованных органов исполнительной власти. 
		Состав Научно-координационного совета утверждается распоряжением Правительства Республики Дагестан. 
		Основными задачами Научно-координационного совета являются внесение предложений и рассмотрение тематики программных проектов, формирование Программы. 
		Итогом этапа 2 является решение Правительства Республики Дагестан об утверждении Программы. 
		 
		На этапе 3 проводится реализация утвержденной Правительством Республики Дагестан программы. 
		Руководителем Программы является Министр образования и науки Республики Дагестан, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы. 
		Министерство образования и науки Республики Дагестан как координатор Программы в ходе ее выполнения: 
		осуществляет координацию деятельности по эффективной реализации мероприятий Программы ее участниками, а также анализ использования средств Республики Дагестан и средств внебюджетных источников; 
		разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы; 
		подготавливает аналитические материалы о ходе реализации Программы; 
		осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы; 
		подготавливает при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения; 
		несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; 
		организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий; 
		организует размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов в рамках Программы, а также о порядке участия в ней инвесторов. 
		В ходе реализации Программы научно-координационный совет осуществляет: 
		рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы; 
		контроль соответствия проектов Программы формальным требованиям к методологии и содержанию мероприятий Программы; 
		выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. 
		Итогом этапа 3 является исполнение Программы. 
		 
	 
		Описание целей и ключевых задач программы, по которым должно быть сформировано экспертное мнение 
 
		Цели программы 
		 
		- Программа ориентирована на формулирование миссии сельской школы и выработку инструментов обеспечения ее устойчивого развития как образовательного и культурного центра развития села и как образовательной организации, дающей высокое качество образования. 
		 
		 
		Понятия 
		 
		Сельская школа – общеобразовательная организация, функционирующая на территории сельского поселения, в инфраструктуру которой входят все организации, действующие в том же населенном пун  кте и имеющие возможность по предоставлению программ дошкольного и дополнительного образования детей. 
		 
		Миссия сельской школы: 
		- образовательный и культурный центр села 
		 
		Требования к качеству образования в сельской школе: 
 
		- обеспечение качества образования в соответствии с установленными нормативными требованиями (федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, федеральные государственные требования); 
		- обеспечение соответствия качества образования требованиям обучающихся; 
		- обеспечение конкурентоспособности образования на страновом уровне; 
		 
		Инструменты устойчивого функционирования школ: 
 
		- муниципальная программа развития образования; 
		- стандарт работы сельской школы; 
		- опорная инфраструктура сельской школы; 
		- поддержка учительского корпуса сельской школы; 
		- участие общественности в управлении сельской школой; 
		- участие родительского сообщества в управлении школой. 
		 
 
		Задачи программы 
		 
		- формирование постоянно действующей системы мониторинга состояния сферы образования в сельских школах; 
		- формирование всех элементов системы управления сельской школой; 
		- определение показателей результативности управления сельской школой; 
		- разработка системы и методологи применения инструментов устойчивого развития сельской школы; 
		- определение ключевых направлений развития сельской школы и обеспечение формирования стратегий работы по каждому направлению; 
		- реализация стратегий развития. 
		 
 
		Аналитика 
		 
		Дошкольное образование: 
		 
		Одной из проблем качества школьного образования на селе является отсутствие достаточного образования у первоклассников. 
		Необходимо обеспечение охвата детей, проживающей в сельской местности, дошкольным образованием, имея ввиду различные формы предоставления образовательной программы. 
		 
		Школа: Анализ итогов аттестации показывает ставит задачу комплексного повышения качества преподавания дисциплин в школах. 
		 
 Русский язык: 
		 
		По итогам 2016 года – 12 % участников (1298 участников) не получили положительного результата и еще 46 % (5130 участников) получили результат от минимального балла до 50 баллов. 
		Литература: 
		По итогам 2016 года – только 3 % учащихся выбрали литературу для сдачи ЕГЭ, при этом, 30 % из них (109 участников) не получили положительного результата и еще 47 % (165 участников) получили результат от минимального балла до 50 баллов. 
		Количество вакансий учителей русского языка и литературы – 37 ставок. 
		Английский язык: 
		По итогам 2016 года – только 2 % учащихся выбрали английский язык для сдачи ЕГЭ, при этом, 48 % из них (85 участников) не получили положительного результата и еще 40 % (70 участников) получили от минимального балла до 50 баллов. 
		При этом, количество вакансий учителей английского языка – 197 ставок. 
		Физика: 
		По итогам 2016 года – только 16 % учащихся выбрали физику для сдачи ЕГЭ, при этом, 36 % из них (615 участников) не получили положительного результата и еще 59 % (1008 участника) получили результат от минимального балла до 50 баллов. 
		Количество вакансий учителей физики – 24 ставки. 
		Профильная математика: 
		По итогам 2016 года – 43 % учащихся выбрали профильную математику для сдачи ЕГЭ, при этом, 28 % из них (1343 участника) не получили положительного результата и еще 62 % (2946 участника) получили результат от минимального балла до 50 баллов. 
		При этом, количество вакансий учителей математики – 53 ставки. 
 Статистика 
		 
		 Общие параметры системы: В Республике Дагестан функционирует: 
		 
		1454 общеобразовательные организации, из которых 1255 школ являются сельскими 
		217,6 тысяч учащихся обучаются в сельских школах (57 %) 
		119 малокомплектных школ, в которых число учеников в которых варьируется от 2 до 40. 
		В малокомплектных школах обучаются 1132 учащихся. 
		Состояние объектов: 
		Свыше 100 объектов образования находятся в ветхом состоянии. 
 
		Описание ключевых задач 
		 
		1. Формирование постоянно действующей системы мониторинга состояния сферы образования в сельских школах 
		 
		Эта задача обеспечивается в рамках программы по формированию системы управления качеством образования, в рамках которой будут проведены следующие мероприятия. Определение требований к параметрам, форме и срокам мониторинга; 
		 
		Утверждение паспорта образовательной организации (по уровням образования), паспорта предмета (для общеобразовательных организаций) и порядка проведения мониторинга; 
		Создание информационного центра в сфере образования и науки Республики Дагестан; 
		Создание государственной информационной системы «Образование» Республики Дагестан; 
		Ежегодное проведение мониторинга состояния системы образования. 
		 
		2. Формирование всех элементов системы управления сельской школой и определение показателей результативности управления сельской школой 
		 
		Данная задача также будет обеспечена в рамках программы по формированию системы управления качеством образования, в которой должны быть определены все элементы системы управления и определены требования к их функционированию, а именно: 
		- органы управления; 
		- цели управления и показатели результативности управления; 
		- инструменты достижения целей; 
		- порядок принятия управленческих решений; 
		- контроль за объектами управления; 
		- отчетность; 
		- оценка результативности органов управления. 
		 
		Вместе с тем, учитывая сложность управления и особый статус сельской школы в рамках обсуждения Программы по комплексному развитию сельских школ важно выделить особенности управления таким объектом. 
		 
		3. Разработка системы и методологии применения инструментов устойчивого развития сельской школы 
		 
		В рамках обсуждения Программы предлагается проработка следующих инструментов: 
		- муниципальная программа развития образования; 
		- стандарт работы сельской школы; 
		- опорная инфраструктура сельской школы; 
		- поддержка учительского корпуса сельской школы; 
		- участие общественности в управлении сельской школой; 
		- участие родительского сообщества в управлении школой. 
		 
		Одним из ключевых параметров работы является определение механизма предоставления детям, проживающим в сельской местности доступа к образовательным программам дошкольного образования для качественной подготовки в начальной школе.  
		 
		4. Определение ключевых направлений развития сельской школы и обеспечение формирования стратегий работы по каждому направлению 
		 
		В рамках Программы должен быть сформулирован механизм выработки и верификации ключевых направлений развития образования, а также принципы и система выработки стратегии по каждому из выбранных направлений. 
		По каждому направлению в рамках Программы должна быть выработана стратегия и дорожная карта ее реализации. 
		 
		5. Реализация стратегий развития 
		 
		Программа предусматривает контроль реализации всех выработанных стратегий. 
		 
		Показатели и индикаторы реализации программы 
		 На этапе экспертно-общественного обсуждения предлагаются следующие ключевые показатели и индикаторы Программы: 
		 
 
	 
	План мероприятий по экспертно-общественному обсуждению программы (1 этап) 
 
 
	 
	 
	 Опубликовано:14 Марта 2017 Обновлено:14 Марта 2017  | 
           
Наш адрес: ул. Даниялова,дом 32 тел: +7(8722) 67-84-50 E-mail dagminobr@mail.ru
